Часть 2. Как работает искусственный интеллект

Содержание.

Конечно, в деталях мы не можем знать, и вряд ли когда-нибудь узнаем, как же ТОЧНО работает искусственный интеллект на консолях. Если игра на ПК и все ее настройки на поверхности и редактировались уже много-много раз, то на ПС3 (про X-box не могу судить) эти настройки мы, скорее всего, никогда не раскопаем и не подредактируем. Но, при все при этом, даже просто играя матчи с приставкой, можно сделать определенные выводы о поведении искусственного интеллекта. Сложность заключается в том, что при игре с компом, искусственный интеллект может быть «самообучаем», а при игре он-лайн» он всегда постоянен. Тем интереснее было играть сезон (династию) с любимую игру.

Я не могу сказать, что функция самообучения искусственного интеллекта уж очень здорово работала, так как одинаковые голы я все же довольно часто забивал. Но было ясно, что в середине сезона это стало даваться сложнее. Поэтому я перешел не изучение игры просто в «выставочных» матчах с компом, где самообучение не действовало. Я выбрал самые сложные настройки (включая уровень игры – суперзвезда).

Забавно, но, сначала поиграв в династии около 40 матчей, я безнадежно плелся на предпоследнем месте, стабильно сливая все и вся, да еще и с крупным счетом. То, что я выигрывал – это были матчи где я почти безупречно сыграл в обороне. Для меня стало неожиданностью, что АИ умеет очень неплохо забивать практически отовсюду и разными способами. Отсюда я сделал первый для себя вывод: учиться играть в обороне лучше всего с компом. Но КАК?

Вначале я безуспешно проиграл Детройту 7-1. А потом решил этот же матч в династии просто посмотреть, не управляя ни одним ботом. Итог: 1-1… Я внимательно следил за моими ботами в обороне и понял, что они очень неплохо располагаются в зоне защиты. Я менял стратегии игры защитникам, но картина не менялась. То есть каждый игрок знает, куда ему ехать и где ему стоять. Все было очень сбалансировано и органично. Тогда что Я делаю не так при игре в обороне?

Переиграв еще раз матч, я понял «что». Я ЛОМАЮ эту организованность и сбалансированность. Я заставляю искусственный интеллект бегать туда, куда он бегать не должен. В итоге, я начинаю «проваливаться» и, что еще хуже «проваливать» моих ботов. Постоянно переключаясь с одного игрока на другого, я ломал искусственный интеллект. Я терял позиции и пропускал соперника «за спину». Потом ломился туда еще одном игроком и рушил последние опоры обороны. При этом не важно, был ли это прессинг или игра в откат. Из 5-х защищающихся я всегда играл одним и ставил его не туда. Компьютерный интеллект пытался исправить мои огрехи, но я переключался дальше на игроков, до тех пор пока вообще не оставлял сопернику пустые ворота с вратарем на растерзание.

Потом я переиграл матч еще раз, внимательно изучив стратегии игры в обороне. Именно о стратегиях и их смысле я напишу в следующих главах. А если говорить в общем, я попытался достигнуть ГАРМОНИИ с искусственным интеллектом. То есть играть в той же стратегии, что и выставлена ботам. Результат был феноменальный. Я выиграл 10 или 12 матчей подряд, вообще почти не пропускав голы. Я начал понимать свою роль в действиях АИ. Заключалась она в простом: не мешать, помогать и подстраховывать.

Как я уже писал в предыдущей части, большинство игроков не умеют объезжать ботов, то есть бот в обороне играет сильнее человека в атаке при обыгрыше 1 на 1. Конечно, бота всегда можно обыграть или объехать, но ведь для этого и есть Я (то есть игрок под мои управлением), чтобы бота подстраховать.

Когда я начал применять принцип подстраховки в играх с компом, я почти перестал пропускать голы. Конечно я ошибался и красный свет зажигался за моими воротами (уж больно хорош комп в атаке), но это стало происходить гораздо реже. С каждой игрой оборона стала играть монолитнее. Я понимал куда я должен бежать своим игроком. Например, я уже заранее мог предвидеть, что мне делать – подстраховывать, встречать, атаковать чеком, или держать перехват паса. Самое интересное произошло, когда я решил попробовать эту систему в играх с людьми «он-лайн». Если сказать, что я был «поражен» — это не сказать ничего. Я вообще на время забыл, что такое пропускать голы. Я сыграл подряд в лиге по 4 матча на «0», при том, что играл не самой сильной командой (Флоридой). А в общем «он-лайне» вообще влетел (именно «влетел») в топ-500, выиграв подряд под 50 матчей у разных соперников, как сильных, так и не очень.

Было даже иногда забавно наблюдать, как мучается мой оппонент. Катается где-то у борта, ну максимум проходит 1-2 паса и не более, а я в основном, просто подъезжаю и забираю уже бесхозную шайбу. Мои компьютерные игроки прекрасно держали свои зоны. Не давали обыгрывать себя 1 в 1, а все остальное за ними доделывал я, и всего лишь 1 игроком, не переключаясь на других вообще. В отличие от многих, я стал играть в обороне не вместо искусственного интеллекта, а С ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ.

Позже я разобрал все стратегии, как прессинга, так и оборонительных схем. Я подобрал для себя оптимальный вариант и сочетания одного с другим. В какой-то момент я настолько слился с АИ, что всегда знал, что ждать от моих игроков в игре в обороне. Кого надо страховать больше, а кого нет. Например мой лучший LD Баумистер не требовал страховки, так как его проехать очень сложно. По ходу сезона, еще изучив свою команду по именам, я мог уже интуитивно понимать что МНЕ делать в защите, а что делать АИ. (подробнее и с примерами мы рассмотрим игру в обороне в части 3).

В отличие от обороны, разработчики игры предоставили много вариантов для игры в атаке. Отсюда и сбалансированность игры. Вы скажете – только что ты же сам написал систему идеальной обороны? Да, я согласен, оборона идеальна, но и атака может тоже стать идеальной. Как?

Очень просто. На любое противодействие есть всегда новое действие. Все же, напомню, я здесь пишу об изучении искусственного интеллекта. То есть мои боты в атаке играют по схемам, и боты в обороне тоже играют по схемам. Отсюда вывод. Чтобы разрушить систему обороны АИ (именно АИ, а не АИ+человек) нужно либо: а) уметь обыгрывать 1 в 1 и получать открытое пространство для маневров и секундный численный перевес на позиции, либо б) учить АИ открываться моих игроков атаки.

Сыграв не один десяток матчей, я пришел к выводу, что боты в атаке ведут себя пассивно. Они хорошо держат тактическую схему, то есть стоят четко где и положено по тактике. Но для атаки, согласитесь, этого мало. Даже если я обыгрываю 1 в 1 то у мен нет почти возможности отыграться с открывшимся АИ партнером. Либо пас игроку на точке в схеме (причем не всегда выгодной для меня), либо катить к воротам.

Я стал рыться дальше. И понял, что уехав со своей позиции, бот пытается туда приехать. То есть АИ четко старается держать выбранную мною же схему игры. Конечно мне удавалось играть красивые комбинации и без стрелок и дополнений, но это, как выяснилось, была случайность, так как я просто «ловил» бота в момент когда он ехал на точку по схеме. Но все равно это получалось только после обыгрыша 1 в 1. Если же говорить про раш или контратаку, то здесь АИ действовал совсем уж неубедительно. Вместо того чтобы играть раш до конца, бот начинал ехать на свои позиции по схеме, которые не имели ничего общего с текущей ситуацией на льду.

Окончательно я утвердился в своей теории, поиграв несколько игр за вратаря. Я стал смотреть как играет АИ в атаке без меня. И что увидел? Да все тоже самое. Любая атака могла быть успешной ТОЛЬКО после того как мой аи-бот обыгрывал защитника 1 в 1. И картина та же: все мои стоят и все закрыты для дальнейшего маневра.

Именно тогда я и начал привносить в игру свои «стратегии», или как мы их называем – «стрелки». Подробнее о стрелках я писать не буду, так как о них я уже писал. Но смысл опять остался неизменным. Наделав кучу стрелок, я опять стал убивать АИ. Только теперь не в обороне, а в атаке. То есть мои боты теперь уже, конечно, не стояли как статуи на точках, и двигались вроде так, как я им прописал, но они стали играть немного неадекватно. Я не всегда мог реализовать то, что планировал, и в этом случае получал бешеный обрыв и шайбу в свои ворота.

Прошло не мало времени перед тем, как я переделал все стрелки и оставил только нужные мне, учитывая игру АИ. Здесь опять подтвердился принцип – «в гармонии с искусственным интеллектом». Стрелки стали его дополнять, помогать, а не рушить. Я научился контролировать шайбу в чужой зоне, уже мог раскатывать оборону соперника, а если это не получалось – заставлял его фолить, что тоже шло мне на руку.

Вы спросите: почему же ты все-таки иногда проигрываешь и т.д. А ответ тут прост. Все что я Вам пишу — это лишь теория идеальной игры, но не сама игра. Эту теорию еще надо превратить в жизнь, а с этим сложнее. Тут и семейные дела, и здоровье, и усталость и много-много других факторов, влияющих на игру. Но для себя я уже точно решил – если я играю, то вне зависимости от результата Я БУДУ ИГРАТЬ ГРАМОТНО!

Следующая часть

Предыдущая часть

Вернутся к Содержанию и обсуждению.
  • нет
  • 0
  • 0
  • 6344

0 комментариев

Автор статьи запретил добавлять комментарии